Отдел рукописей не работает до особого распоряжения.


6 декабря буфет в Доме Пашкова будет закрыт.


4, 5 и 6 декабря магазин в первом подъезде не работает.


18 декабря читальный зал РГБ в ЕМиЦТ не работает.

Спросите библиотекаря

Выставка-биеннале «Сердце Азии»

с 10 апреля по 24 мая 2025 года
связаться с организаторами можно по почте cvl_event@rsl.ru или по телефону +7 (495) 695-88-12

Выставка-биеннале «Сердце Азии» предлагает зрителям погружение в культурное многообразие Центральной Азии через призму современного искусства. В пространстве выставки ведут диалог традиционные формы и новаторские художественные подходы, отражающие сложную культурную идентичность региона.


Фотография с вышивкой. Автор фото — Ирина Кутова, автор вышивки — Юлия Лодыгина. Печать на холсте, вышивка. 2025
Фото: Мария Говтвань, РГБ

«Эвакуация идёт…»

Этот раздел экспозиции особенно значим в год 80-летия победы в Великой Отечественной войне. Центральная Азия в военные годы стала не просто тыловым регионом, но пространством культурного сохранения и возрождения. Этот сложный исторический процесс документируют представленные на выставке плакаты 1940-х годов из коллекции Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани.

Узбекистан в годы войны принял около ста промышленных предприятий. Масштабная эвакуация промышленности сопровождалась перемещением значительной части культурной и интеллектуальной элиты. В Ташкенте временно поселились Алексей Толстой, Корней Чуковский и его дочь Лидия Чуковская, Анна Ахматова, драматург Исидор Шток, Фаина Раневская, Надежда Мандельштам, семья Луговского (поэт, его мать и сестра), Елена Булгакова, поэт Сергей Городецкий с семьей, литературоведы Мстислав и Татьяна Цявловские.

  • Плакат «Больше тёплых вещей для Красной армии! Зимой в Отечественной войне боец в полушубке сильнее вдвойне» на казахском и русском языке
    Художник Самуил Уманский. Алма-Ата, 1942
    Из собрания Фонда Марджани
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Эскиз плаката «Заменим отцов и братьев, ушедших на защиту нашей Родины!»
    Художник Константин Чепраков. Бумага, графитный карандаш, гуашь, белила
    Из собрания Фонда Марджани
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Плакат «Заменим наших мужей и братьев!» на узбекском и русском языке
    Художник Семён Мальт. Ташкент, 1941
    Из собрания Фонда Марджани
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Плакат «Помни!». Неизвестный художник
    Из собрания Фонда Марджани
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Маргарита Мкртычева, РГБ

Книжная экспозиция

Книжно-иллюстративный раздел знакомит с изданиями на языках народов стран Центральной Азии, с иллюстрациями, графикой, картами. Посетители выставки увидят изданные в 1943 и 1944 году монтажные записи художественных фильмов «Жди меня», «Воздушный извозчик», «Фронт». Все эти фильмы сняты на Центральной объединённой киностудии в Алма-Ате — она во время войны стала прибежищем для эвакуированных «Мосфильма» и «Ленфильма», слитых с Алма-Атинской киностудией художественных фильмов.

Интересны произведения литераторов, выпущенные в годы эвакуации. Среди них сборник рассказов «Слово предоставляется детям». Его создали писатель и редактор Лидия Чуковская и театральный критик Лидия Жукова, жена известного советского востоковеда Дмитрия Жукова, расстрелянного в 1937 году. «Нас интересовали биографии рядовых, обыкновенных детей. Героев мы не искали. Мы ходили из одного детского дома в другой и стенографировали рассказы ребят, эвакуированных в Узбекистан», — читаем в предисловии.

  • «История Центральной Азии (Афганистана, Бухары, Хивы и Коканда) с последних лет царствования Надир-шаха (1740–1818)». (Булак, 1876, первый том, на персидском языке). Автор — Мир Абдул-Карим Бухари, переводчик с персидского на французский — Шарль Шефер
    На фото — титульный лист на французском языке
    Шифр ЦВЛ РГБ: ЗВ 17-17-2/53
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Разворот книги «История Центральной Азии…»
    Шифр ЦВЛ РГБ: ЗВ 17-17-2/53
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Книги на языках народов Центральной Азии
    Слева: «Путь таджикского кино» (Душанбе, 1973)
    Шифр РГБ: Тадж 9/701
    Справа: «Экран и литература» (Ташкент, 1969)
    Шифр РГБ: Узб 41/917
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Разворот издания «Молодой казах» (Алма-Ата, 1979)
    Шифр РГБ: Каз 46/45
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

В книжной части выставки находятся и фотоальбомы советского периода. Эти издания, посвящённые архитектурным памятникам, городским ландшафтам и портретам выдающихся деятелей, отражают официальную эстетику и идеологию своего времени. Особенно интересна возможность сопоставить снимки прошлых лет с кадрами современных фотографов, сделанными в тех же широтах.

Художественная экспозиция

Следующая часть выставки объединила работы современных художников и фотографов. В пленэрных зарисовках студентов Санкт-Петербургской академии художеств классическая европейская художественная традиция взаимодействует с центральноазиатскими природными ландшафтами. В пастельных и графических работах молодые художники академической школы стремятся запечатлеть уникальные особенности природы Центральной Азии — особую интенсивность света, характерный ландшафт региона.

Работы Варвары Журавко и Анастасии Бикиновой исследуют пространство между физическим и метафорическим пониманием «дома». На картинах художниц — архитектура, предметы быта, природные мотивы. Творчество Дария Асадуллаева воплощает синтез визуального искусства и поэтического слова. Художник обращается к литературным традициям региона, интегрируя строки стихотворений в композиции.

  • Фотография с вышивкой. Автор фото — Ирина Кутова, автор вышивки — Юлия Лодыгина. Печать на холсте, вышивка. 2025
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Жактыбек
    Художник Сузанна Пономарчук. Бумага, уголь, пастель. 2024
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Место силы
    Художник Варвара Журавко. Холст, масло. 2023
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Сюзане № 1
    Художник Варвара Журавко. Холст, масло. 2019
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Работы Варвары Журавко
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Uy. До слёз скучаю по горам
    Художник Варвара Журавко. Холст, акрил. 2024
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Фото- и видеоарты Ирины Кутовой и Кристины Инякиной предлагают два взгляда на одну реальность. Работа Кристины, уроженки Ташкента, пронизаны личными ассоциациями и глубоким пониманием контекста. Работы Ирины, привезённые из экспедиции в Узбекистан и Киргизию, передают взгляд наблюдателя, чьё восприятие свободно от устоявшихся ассоциаций, но обострено новизной впечатлений. За плечами у Ирины несколько зарубежных фотоэкспедиций и десятки репортажей из разных стран. Её фотозарисовки дополняет художественная вышивка Юлии Лодыгиной. Художница рассматривает процесс шитья как пространственно-временной акт, где каждый стежок становится своеобразной координатой на карте личных и коллективных воспоминаний.

Картография «Сердца Азии»

Часть экспозиции посвящена топонимике понятия «Центральная Азия», или «Средняя Азия». В разное время путешественники и исследователи из стран Ближнего Востока, Европы, Китая и России стремились узнать тайны этого региона. Сделанные ими открытия наш современник может проследить на картах, в атласах или дневниковых записях.

Посетители выставки познакомятся с книгами путешественников, хранящимися в Центре восточной литературы. Среди них копии рукописей «Пределы мира от востока к западу» (982–983), «История Центральной Азии (Афганистана, Бухары, Хивы и Коканда) с последних лет царствования Надир-шаха (1153) до 1233 года по хиджре» (1740–1818), «Карты Китая и других стран», сочинения средневековых географов Ибн Джабира и Ибн Баттуты. Дополняют книжную экспозицию уникальные карты.

  • Карта Восточного полушария
    В издании «Карты Китая и других стран» (Пекин, 1863)
    Шифр ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-11/95
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Карта «Среднеазиатские владения»
    В издании:
    Учебный географический атлас // Сост. проф. Э. Ю. Петри. Изд. 4-е, испр. и доп. Санкт-Петербург, 1904
    Шифр отдела картографических изданий РГБ: КО 2/IV-8
    Открыть в электронной библиотеке РГБ (2‑е издание, 1898)
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Схематическая этнографическая карта новых образований среднеазиатских республик. Ташкент, 1925
    Красочными фонами показано расселение народов: русских, туркменов, «киргиз-казаков», каракалпаков, таранчи, узбеков, таджиков, кара-киргизов, курамов и прочих. Показаны действующие и предполагаемые авиалинии, аэропорты («посадочные станции»)
    Шифр отдела картографических изданий РГБ: КО 52/IX-69
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Маргарита Мкртычева, РГБ

Фотолаборатория

Посетители словно попадают в настоящую фотолабораторию, наполненную плёнками, аппаратурой, диафильмами, фото- и видеоматериалами, в которых сменяют друг друга разные подходы к запечатлению реалий Центрально-Азиатского региона.

До установления советской власти этнографическая фотография в Центральной Азии развивалась преимущественно в рамках колониальной оптики. Типологические портреты, фиксация традиционных костюмов, ремёсел и обрядов формировали своеобразный визуальный архив, в котором оказались запечатлены особенности европейского восприятия Востока. При этом за кадром часто оставались сложные социально-политические процессы и культурная динамика региона.

С установлением советской власти фотография приобрела новое идеологическое измерение. Культурное своеобразие интерпретировалось согласно концепции «национальное по форме, социалистическое по содержанию».

  • Слайд в экспозиции «фотолаборатории»
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Слайды в экспозиции «фотолаборатории»
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Слайд в экспозиции «фотолаборатории»
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фотоаппарат «Зоркий» в экспозиции «фотолаборатории»
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фотоплёнка в экспозиции «фотолаборатории»
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Маргарита Мкртычева, РГБ

Современные фотографы стремятся к более нюансированному и рефлексивному отражению культурной реальности, осмыслению наследия. Немаловажную роль играет интерактивность — современного зрителя приглашают не только к наблюдению, но и к диалогу, ждут от него критического осмысления образов и собственной позиции по отношению к ним.

Над выставкой работали

Участники выставки:

Ангелина Алёшина, Дарий Асадуллаев, Анастасия Бикинова, Варвара Журавко, Иван Журавлёв, Кристина Инякина, Ирина Кутова, Юлия Лодыгина, Екатерина Прокопенко, Сюзанна Пономорчук, Диана Прудникова, Людмила Романова, Сергей Романов, Полина Смолина, Полина Толстоноженко, Екатерина Федоткина, Тугрул Ярмаммедов.

  • Этнографическая открытка
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Этнографическая открытка
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Этнографические открытки
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Этнографическая открытка
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Этнографическая открытка
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Книжные издания на языках народов стран Центральной Азии предоставлены отделом хранения основных фондов РГБ. Изоматериалы предоставлены отделом изоизданий. Карты предоставлены отделом картографических изданий.

 

Кураторы выставки:

Даниил Огнев,
заведующий сектором социокультурной деятельности ЦВЛ

Хемра Аннамамедов и Маргарита Мкртычева,
библиотекари ЦВЛ


Кураторы выставки Маргарита Мкртычева, Хемра Аннамамедов и Даниил Огнев
Фото: Мария Говтвань, РГБ

ЦВЛ выражает благодарность за помощь в организации выставки:

  • Фонду поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани,
  • сотрудникам отдела хранения основных фондов РГБ и лично Наталье Копыловой, Ирине Анхимюк и Ольге Соболевой,
  • сотрудникам отдела изоизданий РГБ и лично Любови Родионовой и Анне Савельевой,
  • сотрудникам отдела картографический изданий РГБ и лично Артёму Журавлёву,
  • студентам факультета графики Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и лично Александре Ивановой,
  • художнику, каллиграфу Ольге Баклицкой-Каменевой.


На открытии выставки
Фото: Маргарита Мкртычева, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться